Создание единого информационного пространства школы PDF Печать E-mail

«…Процесс создания образовательного пространства школы рассматривается и сегодня как инновационная управленческая задача, как сложный многоэтапный процесс, требующий от администрации образовательного учреждения рассмотрения новых подходов к управлению этим процессом. Информатизация школы сможет дать необходимый социальный и экономический эффект лишь при условии, что создаваемые и внедряемые информационные технологии не станут инородным элементом в традиционной системе образования, а будут естественным образом интегрированы в него, сочетаясь с традиционными технологиями обучения.
Естественно, такая школа требует и новых учителей, как глубоко владеющих психолого­педагогическими знаниями и понимающих особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной  школы…»
Национальная образовательная инициатива
«НАША НОВАЯ ШКОЛА»

 

Информатизация образования, как и информатизация общества, претерпевает бурное развитие. Сейчас редкая школа не использует в своей работе информационно-коммуникационные технологии в образовательной и управленческой деятельности. Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией.

Информационная среда школы уже вошла в её жизнь, пронизывая все направления образовательной и воспитательной деятельности, органично дополняя её техническими и технологическими ресурсами, новыми квалификационными качествами кадрового состава и учебными компетенциями учащихся, новыми методическими и образовательными ресурсами, а так же новыми образовательными методиками на основе ИКТ.

Создание единого пространства школы регламентируется прежде всего программой информатизации.

В 2009 году в нашей школе была разработана и утверждена программа информатизации школы на 2009 – 2012 годы (см. приложение).  В программе предусмотрены основные направления деятельности, это:

  • совершенствование МТБ;
  • повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования ИКТ в образовательном процессе (курсы по использованию ИКТ в образовательном процессе для начинающих и уверенных пользователей ПК);
  • организация образовательного процесса с использованием ИКТ (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, переход от эпизодического применения ИКТ учителями-предметниками к системе)
  • развитие информационно-управленческой системы (ведение школьной базы данных, внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания);
  • информационное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса школы, а также с  другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, участие в телекоммуникационных проектах, создание и поддержка школьного сайта, ведение переписки с учителями и учащимися других школ);
  • развитие и распространение дистанционного обучения среди учителей и учащихся школы;
  • организация досуга школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств ИКТ, участие в сетевых образовательных проектах)

Сегодня уже можно подводить итоги работы по программе и обозначить дальнейшие перспективы развития.

1. Совершенствование МТБ

Увеличилось количество компьютеров в школе  с 4 шт. в 2009 г. до 10шт. в 2011 г.
Благодаря этому появилась возможность установить ПК в каждом учебном кабинете (за исключением одного).

Увеличилось количество периферийных устройств:

  • Сканер – 3 шт.
  • Принтер – 5 шт.
  • Проектор – 2шт.
  • Интерактивная доска – 1шт.
  • Телевизор (с подключением ПК) – 2 шт.

В сентябре 2011 года спроектирована и смонтирована локальная сеть, объединившая все имеющиеся компьютеры. Создание  локальной сети позволило подключить все компьютеры к сети Интернет. Теперь педагоги и учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно.

2Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования ИКТ в образовательном процессе

Из 9 педагогов школы прошли курсовую подготовку и имеют удостоверения пользователей ПК 7 (78%).

 

 

Один учитель прошёл обучение по свободно распространяемому  программному обеспечению (Linux). Двое – по использованию ЦОРов в образовательном процессе.

3.  Организация образовательного процесса с использованием ИКТ

Увеличился процент педагогов, применяющих информационно-коммуникационные технологии на уроках в системе  до 5 человек (56%). Шире стали использовать компьютерную диагностику знаний учащихся.

4.  Развитие информационно-управленческой системы

Сформирована электронная база данных кадров с использованием программы
1С: Предприятие. Постепенно вводится электронный документооборот с использованием шаблонов.

Сформированы электронные базы данных по учащимся:

  • способные и одарённые учащиеся;
  • слабоуспевающие учащиеся;
  • социальные паспорта классов;
  • участие в олимпиадном движении.

Ежегодно в сентябре и мае проводиться мониторинг физической подготовленности учащихся с применением программы «Физкультурный паспорт».

5.  Информационное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса школы, а также с  другими образовательными учреждениями

Школьный сайт является важной функциональной составляющей работы школы с удаленными учениками, родителями, образовательными коллекциями.

В 2010 году был создан школьный сайт.  http://schk-berezniki.ucoz.ru/

Это был первый наш опыт, и, конечно же, в ходе работы над материалами мы смогли оценить все плюсы и минусы этого ресурса. Изменились взгляды и на наполняемость сайта.

В 2011 году  у нас появилась возможность переработать  сайт школы http://shkola-berezniki.ru/. Большую помощь в этом оказали наши родители. Теперь он имеет более понятную и логичную структуру. Изменилось и наполнение. Кроме основных сведений о школе, исторической справки и нормативных документов школы, имеются следующие рубрики: «Методическая копилка», «Наша гордость», «Наши достижения», «Новости», «Для родителей», полезные ссылки для выпускников и родителей, важная информация по информатизации школы и др. Школьный сайт – это дело коллективное. В этом году удалось собрать группу единомышленников среди учащихся, которые стали заниматься подготовкой заметок для страницы новостей.

Думаю, это поможет в дальнейшем поднять на более высокий уровень сотрудничество всех участников образовательного процесса.

6.  Развитие и распространение дистанционного обучения среди учителей и учащихся школы

Педагоги нашей школы ещё четыре года назад смогли оценить удобство дистанционного обучения. Школа расположена в 50 км от областного центра, где находится ИПКРО. Прохождение курсов повышения квалификации, не выезжая за пределы своей школы, имеет множество плюсов. За последние три года прошли курсовую подготовку (КПК и тематические курсы) дистанционно – 6 человек (67%).


7.  Организация досуга школьников

В этом направлении используются такие формы работы как:

  • творческие отчеты-презентации учащихся ;
  • создание и использование учителями и учащимися электронных презентаций для проведения общешкольных мероприятий;
  • компьютерное сопровождение школьных мероприятий;
  • выпуск школьной газеты.

За последние годы увеличилось количество учащихся, принявших участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах он-лайн.

2009 и 2010 - участие в Эрудит-марафоне учащихся, 2011  - участие в Эрудит-марафоне учащихся и в VIII Международной олимпиаде по основам наук.

 

2009

2010

2011

Учащиеся  1 – 4 классов

56%

41%

42%

Учащиеся 5 – 9 классов

0%

60%

50%

1                                       2                                    3

Дальнейшие перспективы

Из приведённого выше анализа видно, что у нашей школы есть достаточный потенциал для дальнейшего развития информационного пространства. На сегодняшний день первоочередными становятся следующие направления деятельности:

1)  создание и развитие школьной медиатеки

В образовательном учреждении единое информационное образовательное пространство является той универсальной коммуникативной средой, где циркулируют различные информационные потоки между всеми участниками образовательного процесса. Для успешного развития этого процесса школьной библиотеке необходимо включиться в этот процесс.

Медиатека в школе — это структурное подразделение, которое включает совокупность фонда книг и разнообразных технических и информационных средств, где созданы благоприятные условия для индивидуализации и развития творческих способностей учащихся. Таким образом медиатека представляет собой многокомпонентную информационно-педагогическую среду, обеспечивающую свободный и оперативный доступ к информационным ресурсам, а также возможность самостоятельной работы с ними. Именно медиатека, предоставляя соответствующие условия для реализации самостоятельности учащихся в обучении, для их познавательной и творческой деятельности с широкой опорой на коммуникацию, может внести конструктивные изменения в школьное образование, связанные как с учебной работой, так и с индивидуальными интересами.

2)  внедрение и дальнейшее использование электронного журнала и электронного дневника

Для работы в этом направлении имеются все необходимые ресурсы. Введение электронного журнала и дневника будет проходить в 3 этапа:

  1. создание электронной базы данных, на этом этапе необходимо тесное сотрудничество учителей-предметников (внесение данных по тематическому планированию предметов), классных руководителей (внесение личных данных учащихся) и администрации школы (внесение сведений по организации УВП в школе);
  2. организация работы с электронной документацией. Заполнение электронного журнала, электронного дневника;
  3. организация открытого информационного пространства. Предоставление прав доступа родителям учащихся, организация обратной связи с общественностью (классные руководители, администрация, учителя-предметники).

Реализация программы информатизации и создание единого информационного пространства в школе позволит:

  • добиться существенных изменений ценностных  ориентаций  педагогов  в организации учебной деятельности, педагогических технологиях, способах организации личного информационного пространства;
  • окажет положительное влияние на динамику качества образования, будет способствовать повышению эффективности обучения на всех его ступенях;
  • окажет значительное влияние на приобретение учащимися социального опыта, столь необходимого в условиях динамичного информационного общества.

 

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Изменить шрифт: A - A A +